О половом воспитании детей и подростков (Часть I)
Половое воспитание – система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола.
Родители, желающие, чтобы их ребенок вырос счастливым и успешным, с самого рождения крохи начинают задумываться над правильным воспитанием. Важно научить ребенка взаимодействовать с окружающим миром, открыто выражать свои чувства, активно познавать новое, достигать своих целей и многому другому, без чего невозможно гармоничное развитие личности.
Неотъемлемой составляющей полноценного развития ребенка является его половое воспитание, цель которого – сформировать адекватное отношение к вопросам пола, научить соответствующему полоролевому поведению.
Важно помнить, что половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Содержание полового воспитания составляет все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами.
Проще говоря, половое воспитание должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем-роли не только мужчины или женщины, но и мужа и жены, отца и матери в соответствии с общественными морально-этическими принципами.
Половое воспитание – это часть общего воспитания человека. Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
На протяжении многих десятилетий взгляды на половое воспитание были противоречивыми. Все согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное отношение к вопросам пола, однако у каждого свое мнение о том, чему следует обучать, где и кто должен этим заниматься.
Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка. Роль полового воспитания повышается по достижении ребенком подросткового возраста, центральным моментом которого является половое созревание.
В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей.
Адекватное половое воспитание поможет снизить факторы риска ВИЧ-инфицирования, безответственного сексуального поведения среди несовершеннолетних и молодежи, что поможет сохранить их здоровье и благополучие.
Во II - IV частях этой статьи мы поговорим о психологии полового воспитания детей в различные возрастные периоды.
Если у Вас возникнут вопросы в ходе прочтения статьи и не только, Вы можете обратиться к автору статьи – психологу отделения профилактики ВИЧ/СПИД государственного учреждения «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии» Татьяне Владимировне Горельчик. Позвонить и записаться на консультацию можно по телефону 8 (017 )292 37 08.