Рациональное питание обучающихся, как необходимое условие формирования здоровья

Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребенка. Известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания может привести к серьезным и иногда неизлечимым впоследствии недугам.

Чтобы обеспечить рациональное питание школьнику необходимо придерживаться пяти принципов правильного питания.

Первый принцип: Регулярность. Родителям необходимо помнить, что потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами деятельности нашего организма. Все процессы, протекающие внутри организма, носят ритмичный характер и регулярность – непременное условие эффективного функционирования сложной биологической системы.

Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, поэтому должно быть как минимум 4 приема пищи. В младшем школьном возрасте – 4-5 приемов через каждые 3-4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась).

Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки в этом процессе. Доказано, что у детей, имеющих "вольный график" приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться.

Разнообразие. Организм школьника нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества - все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции. Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма.

Очень важно сформировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Широта вкусовых пристрастий – залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать свое питание. В рацион питания необходимо включать все группы продуктов: мясные, молочные, рыбные, растительные. Одно и то же блюдо не следует давать ребенку в течение дня несколько раз, а в течение недели – чаще 2-3 раз.

Адекватность. Пища, съеденная в течение дня, должна восполнять энерготраты организма, в котором происходят сложные функциональные перестройки. В каждом конкретном случае эти изменения зависят от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Контроль за адекватностью питания лежит на взрослых. Тем не менее, позвольте детям проявить самостоятельность. Они должны понимать, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, например, излишнее увлечение сладким. Предложите ребенку самостоятельно контролировать количество сладостей, съеденных в течение дня. Будьте благоразумны, не ставьте любимые лакомства вне закона, не относите их к вредным продуктам. Просто ограничьте их количество. Практика доказала, что ребенок в роли контролера самого себя очень успешно справляется с поставленной перед ним задачей.

Безопасность. Безопасность питания зависит от трех условий:

  1. соблюдение правил личной гигиены;
  2. умение различать свежие и несвежие продукты;
  3. осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.

Желудочно-кишечные расстройства – одно из распространенных заболеваний в детском возрасте. Основная причина – несоблюдение элементарных гигиенических правил. Поэтому в обучение правильному питанию как в школе, так и дома необходимо включать и задачу формирования у детей основных гигиенических навыков.

Удовольствие. Приятные ощущения, возникающие во время еды, имеют глубокий физиологический смысл, являются показателем безопасности продукта (неприятный вкус должен восприниматься нашим организмом как сигнал тревоги – это есть нельзя!). Поэтому чем выше уровень развития вкусовой чувствительности, тем выше уровень защиты его организма.

Научите детей описывать запах, вкус блюда, а не ограничиваться простым «вкусно-невкусно». А для этого за обеденным столом взрослые вместе с детьми должны обсуждать достоинства блюда. И только тогда ребенок сможет понять, какой вкус называют "мягким", "кисло-сладким", "горько-сладким" и т.д.

С целью максимального охвата горячим питанием учащихся в учреждениях образования, специалистами Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома совместно с технологами государственного предприятия «Комбинат школьного питания города Минска» разработаны новые, в том числе белорусские, блюда и изделия для питания учащихся 1-11 классов на основе принципов здорового и рационального питания и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В рационы питания учащихся планируется включить следующие новые блюда: «Творожно-яблочная запеканка», «Суп молочный «Минский», «Галки рыбные запеченные», «Шницель «Лянок», «Ленивые колдуны», «Биточки «Белорусские», «Чай с сиропом шиповника с рябиной обыкновенной», маффин «Його-шик» и сладость мучная «Штучка карамельная».

При разработке блюд учтены требования постановления Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» в части использования для приготовления блюд продуктов, разрешенных и рекомендуемых для питания детей, щадящих по химическому составу и применяемым технологиям приготовления блюд.

Апробация разработанных блюд с дальнейшим внесением, при положительных отзывах, изменений и дополнений в действующее примерное двухнедельное меню, осуществляется в 18 пищеблоках школ и гимназий: ГУО «Средняя школа № 191», ГУО «Средняя школа № 197» Первомайского района; ГУО «Гимназия № 13», ГУО «Средняя школа № 23» Фрунзенского района; ГУО «Средняя школа № 11», ГУО «Средняя школа № 97» Октябрьского района, ГУО «Гимназия № 3 ГУО «Средняя школа № 180» Центрального района; ГУО «Средняя школа № 164», ГУО «Средняя школа № 111» Ленинского района, ГУО «Гимназия № 61», ГУО «Гимназия № 146» Московского района; ГУО «Гимназия № 30», ГУО «Средняя школа № 178» Советского района; ГУО «Гимназия № 5», ГУО «Средняя школа № 182» Партизанского района; ГУО «Средняя школа № 131», ГУО «Средняя школа № 43» Заводского района.

В целях изучения потребительского спроса на представленные блюда и вкусовых предпочтений школьников, в выше указанных школах организовано проведение анкетирования учащихся и их родителей или иных законных представителей.

По результатам анкетирования наиболее востребованные блюда будут включены в примерное двухнедельное меню на зимний период.

Уважаемые родители ждем ваших отзывов и предложений по включению указанных новых блюд в меню школьного питания.